AIRN.net
К содержанию ИМПЭКС КОНСАЛТ - ГОТОВЫЕ ОФФШОРЫ, ОФФШОРНЫЕ КОМПАНИИ, АНГЛИЯ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, БВО, БЕЛИЗ

Partners:

RB2 Network



RB2 Network

Partners:
Belresource.com
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

КИПР: ОСТРОВ АФРОДИТЫ ПОВЫШАЕТ СТАВКИ

Как известно, Кипр сам является одной из популярных офшорных зон. Характерной особенностью его законодательства является то, что офшорные кипрские компании являются кипрскими налоговыми резидентами и налогоплательщиками. Они платят налог на свой чистый доход (прибыль) в размере 4,25%. Как ни странно, это-то и является во многих случаях преимуществом кипрских офшорных компаний. Дело в том, что Кипром, в отличие от прочих офшорных зон, заключено довольно много международных налоговых договоров. Если бы кипрские офшорные компании не были резидентными и совсем не платили налогов, они бы не попадали под действие этих договоров. (Так, например, под действие российско-ирландского налогового договора не попали ирландские нерезидентные компании.) А поскольку они платят налоги, пусть символические, то могут пользоваться всеми преимуществами, предоставляемыми договорами.

Так вот, что касается ирландских компаний: наняв кипрских директоров и зарегистрировав офис на Кипре, такая компания может получить статус кипрского, а не ирландского налогового резидента. Не ведя коммерческой деятельности на самом Кипре, она будет платить налог по офшорной ставке, то есть в размере 4,25%. Не будучи резидентом Ирландии, там она не будет платить ничего. Таким образом, в результате имеем ирландскую компанию, облагаемую налогом по кипрской офшорной ставке. При этом сохраняются все имиджевые преимущества ирландской компании, упоминавшиеся ранее.

Надо отметить, что подобная конструкция уже существовала и применялась в налоговом планировании и до этого, не будучи, правда, широко известной. Как уже упоминалось, британские нерезидентные компании были ликвидированы еще в 1989 году. Однако среди кипрских налоговых договоров есть и договор с Великобританией. В силу условий этого договора британская компания также может быть признана резидентной на Кипре (и, соответственно, нерезидентной в Великобритании), если на Кипре находится ее руководящий центр. Несколько лет назад английские власти после некоторых колебаний официально подтвердили нерезидентность таких компаний. Таким образом, в случае английской компании тоже можно зарегистрировать офис на Кипре, нанять киприотов в качестве директоров и акционеров, и платить только кипрский налог по ставке 4,25%. Ну а с точки зрения имиджа британская компания, пожалуй, еще лучше, чем ирландская.

Говоря о Кипре, нельзя не упомянуть, конечно, и его налоговый договор с Россией. Увы, несмотря на наличие этого договора, российские власти не признают существования российских компаний, резидентных на Кипре. Однако сам по себе договор настолько хорош, что Кипр давно стал для наших бизнесменов излюбленным местом не только для отдыха, но и для регистрации офшорных компаний. Поэтому уже довольно давно ходили слухи о надвигающихся репрессиях против кипрских компаний в России, и, во всяком случае, о денонсации налогового договора. Каково же содержание этого соглашения?

Как известно, налогообложение доходов иностранной компании в России зависит от того, есть ли на территории России ее постоянное представительство (то есть постоянное место деятельности: офис, фабрика, строительная площадка, либо просто представитель с правом заключения договоров) или нет. Если постоянное представительство есть, его доходы (и имущество) облагаются российскими налогами по российским же ставкам. Если нет, то доходы компании, полученные с территории России, например, дивиденды, проценты, роялти (т.е. авторские и лицензионные выплаты), облагаются налогом у источника выплат, то есть налог уплачивает российская сторона, осуществляющая платеж за границу. Для международных перевозок ставка налога у источника составляет 6%, для дивидендов и процентов - 15%, для роялти и других выплат - 20%.

В эту схему могут быть внесены изменения налоговым договором с соответствующей страной. Во-первых, может быть скорректировано определение постоянного представительства. Обычно приводится список видов деятельности, которые по условиям договора не приводят к образованию постоянного представительства, то есть не облагаемые налогом на территории страны, где происходит деятельность. Наибольший интерес в этом списке обычно представляет краткосрочное строительство. Во-вторых, договором могут быть уменьшены ставки налогов у источника.

Так вот, договор с Кипром, заключенный еще СССР в 1982 году, когда об офшорных компаниях у нас и не слышали, является, возможно, самым льготным налоговым договоров из тех, которые имеет Россия с другими странами. По условиям этого договора абсолютно все ставки налогов у источника равны нулю! Что касается краткосрочного строительства, строительная площадка не образует постоянного представительства и, следовательно, не облагается налогом, если она существует не более 12 месяцев. Помимо налогов на доходы, договор охватывает и налоги с имущества. Напомним, что кипрские офшорные компании резидентны на Кипре, а значит, в полной мере пользуются всеми этими льготами. Конечно же, после перестройки российские предприниматели немедленно взяли на вооружение этот договор наряду с самими кипрскими офшорами. Вспомним лишь один факт: при нашумевшей приватизации "Связьинвеста" его акции были выкуплены международным консорциумом, включающим и российских участников, именно на кипрский холдинг. Несомненно, это не в последнюю очередь объясняется нулевой, в соответствии с соглашением, ставкой налогов на дивиденды.

И вот пришло шокирующее, хотя и давно ожидаемое, известие - налоговый договор с Кипром пересмотрен! Кипр, которому позарез нужны были наши противовоздушные комплексы С-300 в качестве аргумента в конфликте с Турцией, не устоял перед давлением российской стороны, не слишком довольной наличием у себя под боком офшорной зоны, да еще и имеющей налоговый договор с Россией. 5 декабря 1998 года новое налоговое соглашение между правительством Кипра и правительством России было подписано, а 10 декабря - уже одобрено Советом министров Кипра. Теперь для вступления в силу оно должно быть ратифицировано российской Думой и официально опубликовано. Если не помешают надвигающиеся выборы, особых задержек здесь не предвидится. При условии вступления в силу в 1999 году, новый договор будет применяться с 1 января 2000 года, а до этого используется старый.

Впрочем, не все так плохо. Самое главное, что кипрские офшорные компании по-прежнему попадают под налоговый договор! Ставка же взымаемого налога увеличилась только в отношении дивидендов. Дивиденды, полученные от вклада в уставный капитал компании, сумма которого составляет не менее 100 тыс. долларов США или эквивалентную сумму в другой валюте, облагаются налогом по ставке 5% от общей суммы дивидендов. Во всех остальных случаях ставка налога - 10%. Данные ставки налога на дивиденды в любом случае являются довольно благоприятными по сравнению с другими соглашениями. В остальном соглашение сохранило основные черты старого договора. В частности, все прочие ставки налогов у источника по-прежнему нулевые! Строительная площадка, существующая до 12 месяцев, также не образует постоянного представительства (и, соответственно, не облагается налогом).

Правда, прибавлены некоторые положения, предназначенные для предотвращения уклонения от налогов. Например, если в силу "особых отношений" (как это сформулировано в договоре) между кипрской и российской компанией размер выплачиваемых (читай - на кипрский офшор) процентов или роялти искусственно завышается, то избыточная часть платежа может быть обложена налогом по полной программе. Кроме того, вводится понятие ассоциированных предприятий, то есть предприятий, связанных между собой на уровне управления, контроля или участия в капитале. Опять-таки, если в их коммерческих отношениях устанавливаются не такие условия, как у независимых предприятий (имеется в виду прежде всего манипуляция контрактными ценами), то прибыль, образовавшаяся в результате "не у того" предприятия (читай - у кипрского офшора) может быть в принудительном порядке включена в налогооблагаемую прибыль его ассоциированного контрагента (российского предприятия). Надо отметить, что механизм определения "особых отношений" или "ассоциированности" пока остается туманным.

В целом новый договор между Кипром и Россией гораздо более выгоден (для пользователей кипрских офшорных компаний), чем можно было ожидать. Его текст полностью соответствует образцу налогового договора, предлагаемого Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD). Остается только посмотреть, как это новое соглашение будет работать на практике.

 


К началу

Публикации Wall Street Сегодня Для новичков Школа трэйдинга Семинары Магазин On-Line Shopping Обратная связь Полезные линки Наши партнеры Поиск Карта сайта Домой
Hosted by uCoz